Задача моторного масла сводится не только к созданию антифрикционной пленки на поверхностях трущихся деталей двигателя, но и вымыванию с них конденсата и примесей.
Со временем масляная среда засоряется, что определяет потребность в ее дополнительной очистке. Для решения этой задачи в нижнюю часть мотора устанавливают масляные фильтры.
Различия между разными типами масляных фильтров
Появившись в 1923 году, неполнопоточные устройства были родоначальниками линейки данного оборудования. В самых первых версиях через них проходила лишь небольшая порция масла, в то время как основной объем смазки поступал в мотор напрямую. Принципиально в конструкции современных моделей мало что поменялось. В них смазывающая жидкость циркулирует сразу в двух контурах: напрямую между насосом и площадкой соприкосновения трущихся деталей и через фильтр между насосом и местом трения. При этом составы из разных контуров перемешиваются, что позволяет достигнуть высокой степени очистки всего объема практически без потери давления в системе. Существенный недостаток частичнопоточных фильтров состоит в низкой скорости работы.
Полнопоточные фильтры были разработаны спустя два десятка лет после предшественников. Сегодня это наиболее популярные устройства, задача которых – «провести» сквозь себя весь объем масла в системе. Для поддержания нормального уровня давления они оснащены перепускным клапаном. При возникновении угрозы повреждения прокладок и сальников вследствие недостатка смазки этот элемент автоматически открывается, тем самым обеспечивая сохранность деталей и работоспособность силового агрегата. Однако этот момент одновременно является и слабым местом конструкции: при открывании перепускного клапана процесс фильтрации прекращается и в мотор начинает поступать загрязненное масло.
Комбинированные масляные фильтры представляют собой «микс» двух других технологий. В них масло циркулирует тоже по двум параллельным магистралям. В одной установлен полнопоточный фильтр с чувствительностью 45 мкм, а в другой - частичнопоточный с тонкостью отсева в 1-3 мкм. Комплексное использование двух типоф фильтрующих элементов позволяет добиваться максимально высокой степени очистки, тем самым продлить срок службы не только масла, ног и подшипников коленвала и маслосъемных колец.
Ничто не вечно под Луной или почему масляные фильтры нужно менять вовремя?
При прохождении через фильтр загрязненная смазка очищается, оставляя на лопастях сажу, металлическую пыль и прочие примеси. В результате устройство теряет свою эффективность: в зону трения начинают поступать твердые частицы, что вызывает повреждения на контактных поверхностях и, как следствие, выход из строя самого мотора. Полный износ фильтра любой марки наступает в среднем через 8500 километров пробега.